Задачи проекта благоустройства участка на примере площадки для автомобилей

Проект ландшафтного дизайна — это не только цветочки посадить. В первую очередь, он решает вопросы благоустройства участка. В нем большое количество технических моментов: габариты площадок под автомобили, ширина проездов и шаговых дорожек, ливневая канализация, дренаж, функционал всего, чтобы было не только красиво, но и удобно.
Однажды заказчик, которому мы спроектировали дом, в том числе расположили его на участке, обратился к каким-то ландшафтникам за проектом ландшафтного дизайна. На их схеме участка гараж расположен по-другому, не так как мы запланировали в архитектурном проекте.
Фрагмент нашего архитектурного проекта с расположением на участке дома, гаража и навеса для автомобилей
В нашем варианте въезд в гараж по ходу движения расположен, он является продолжением линии внутрипоселковой дороги, по которой автомобиль движется от въезда в поселок к участку. А в предложенном ландшафтниками варианте нужно каждый раз совершать сложный маневр. Зачем это?
Фрагмент проекта ландшафтного дизайна каких-то ландшафтников. Место расположения гаража изменено по сравнению с нашим архитектурным проектом.
Мы пометили реальные траектории автомобилей, исходя из минимальных диаметров разворота (это когда руль до упора выкручен). Не каждый водитель сможет по такой траектории войти с одного маневра, потребуются второй-третий... Если по кругу хочется развернуться, то он должен выглядеть, как на картинке.
По этому кругу, как распланировали другие ландшафтники, развернется только Kia Picanto и то с рулем до упора.
По тому кругу, который нарисован, развернется только Kia Picanto и то с выкрученным до упора рулем. Диаметр круга 9,5 м, а диаметр разворота Kia Picanto 9,4 м. Будет автомобиль побольше, кроссовер или внедорожник, диаметр нужен уже 12-13 м.

Кстати, чтобы информация была всегда под рукой мы используем базу знаний: есть страница с габаритами автомобилей, диаметрами разворотов. Так как мы занимаемся проектированием каждый день и через наши руки проходят сотни проектов, то каждый раз искать что-то в интернете неудобно и затратно по времени, гораздо удобнее один раз найти, записать и время от времени актуализировать.

Вернемся к ландшафтному дизайну и созданию проекта. Мы рассмотрели только въезд. А выезжать как? Если заехали передом, то выезжать задом по той же сложной траектории? Или развернуться на кругу с диаметром меньше диаметра разворота автомобиля? Или купить Smart?

А в нашем варианте въезд и выезд по прямой.

Что это значит? Это значит, если сделать неправильно, то после того как при заезде пару раз заденут столб, пару раз колеса съедут на газон, придется все переделывать. Но дом уже будет стоять. Его не подвинуть. Гараж тоже будет стоять. Будет мощный фундамент под въездные ворота. Будут стоять столбы забора с железобетонным фундаментом, их еще можно подвинуть.

Затевать глобальную дорогостоящую реконструкцию, или жить всю жизнь в неудобстве?

Некоторые застройщики, кто сделал въездную группу как получилось, так никогда ей и не пользуются, а просто ставят свои машины на площадке перед воротами. Этому много примеров роликов на Ютубе.

Важность проекта благоустройства участка

Этот пример показывает, насколько важна проектная часть. Благодаря проекту можно оценить решения еще задолго до начала реализации. Пусть даже это не очень грамотные решения, как в этом, чужом, примере. Но у заказчика есть возможность проверить эти решения, или привлечь к проверке экспертов, кто разбирается в этом деле.

Заказчик, который размышляет о благоустройстве и ландшафте еще до начала стройки дома, поступает очень дальновидно. Ведь сейчас решается вопрос, как расположить дом, но при этом нужно оставить место под гараж, возможно еще навес перед гаражом и/или открытую площадку для автомобилей.

Ошибки при создании проекта благоустройства

Самая распространенная ошибка — это когда не учитывается толщина конструкций. Допустим, на тетрадном листочке наметили 7 метров от дома 10х10 до фронтального забора. А что? 5 метров автомобиль. Метр спереди, метр сзади. Зачем оставлять больше, лучше сделать за домом попросторней. Потом выяснилось, что 10х10 — это внутренний габарит, еще стены 560 мм (400 блок + 40 вентзазор + 120 облицовочный кирпич), потом оказалось, что забор имеет толщину цоколя 400 мм, а у цоколя дома отлив выступает на 150 мм от облицовочного кирпича. 560 + 400 +150 = 1110, это метр и 11 сантиметров. Отнимаем от 7 метров эти 1,11 метров получаем 5,89. По 44 с половиной сантиметра спереди и сзади автомобиля. Но еще же конструкция откатных ворот — это минимум 100 мм. Значит, уже по 39 сантиметров спереди и сзади автомобиля. Короче, если автомобиль — внедорожник, то дверь багажника только с открытыми воротами будет открываться.

Важно продумать, как будут заезжать автомобили, насколько удобно, и проедут ли вообще. Какие- будут ворота? Откатные или распашные. Если распашные, то очень важно зарезервировать место, куда будут распахиваться створки, а если откатные, то место, куда створка будет откатываться. Учитывая особенность конструкции таких ворот, расстояние это будет больше, чем сам световой проем ворот. Нужно не забыть про рельеф – не будет ли створка ворот «вкапываться» в землю, если рельеф имеет уклон. И про калитку тоже надо не забыть. И чтобы откатные ворота не перекрывали калитку тоже надо помнить.

Имея информационную модель, можно решить эти вопросы просто и наглядно.

Каким должен быть проект благоустройства

Ландшафтный дизайн, или благоустройство участка, — это не только цветочки посадить, в нем очень много технических моментов: габариты площадок под автомобили, ширина проездов и шаговых дорожек, ливневая канализация, дренаж, функционал всего, чтобы было не только красиво, но и удобно. Удобно ходить, удобно заезжать на автомобиле, удобно выходить из автомобиля. И, наконец, конструктив всего. Забор, фундамент под забор, под ворота. Конструктив под мощение площадок, проездов, дорожек. Где-то нужно железобетонное основание с арматурной сеткой, где-то деформационные швы, где-то достаточно щебеночного основания. Конструктив навесов, малых архитектурных форм, подпорных стенок. То что все это должно быть красивым и гармоничным даже не обсуждается, это само собой разумеется.

Благоустройство, как и другой раздел проекта, нужно проектировать с привязкой к бюджету.

Мне важно, чтобы дом был гармоничным — приятным глазу снаружи и внутри, функциональным и отвечающим требованиям современности. Проектирование и строительство дома не должно становиться каким-то адом для заказчика — скандалы с прорабами и проектировщиками, докупка каких-то постоянно всплывающих новых материалов, цена, в которую, оказывается, ничего не входило. И по завершении строительства стройка не заканчивается, начинаются переделки, перестройки.

Комплексное BIM проектирование позволяет еще до физического строительства дома построить его виртуальную цифровую модель, которая даёт возможность оценить и оптимизировать его ключевые параметры. Наше бюро внедрило BIM для создания частных домов в 2012 году, когда в Москве о BIM технологиях слышали еще не все проектировщики.

У вас есть деньги, и вы хотите частный дом. Какой дом можно построить, имея разное количество денег и разные требования к дому. Cколько нужно денег, чтобы построить дом?